[primus inter pares]
читать дальше
начиналось все довольно хорошо. я встал, заточил с утра пару бутербродов, а сладкий перец, киви и нектарин решил оставить себе на потом, после экзамена чтобы побаловать. шпору с утра дописал, там осталось буквально немного, амины, аминокислоты и карбоновые кислоты. чем черт не шутит? потом меня екнуло, и я решил еще написать немного про качестенные реакции. с учетом того, что встал я в 6.30 и без десяти семь уже сделал все важные утренние дела, времени на то, чтобы успеть дописать шпору, подготовиться и одеться было навалом.
хотя, это все рано ничего не изменило. под конец я, подумав, вырвал из тетради лист, который был озаглавлен как "мои любимые реакции". Маркина советовала начать записывать дурные и просто сложные реакции еще давно, с начала десятого класса, но я это дело взялся только за недели полторы до экзамена и написал штук двадцать реакций. впрочем, ни одна из них мне не попалась, а та большая рукописная шпора фактически не пригодилась.
вышел пораньше, незадолго до восьми. настроение было превосходным, уверенности в своих силах - хоть отбавляй, да еще ее и прибавляла закладка в мобильнике на сервис сайта химик.ру с неорганическими реакциями, который мог мне помочь с С1 и С2. впрочем, я был уверен, что мне не понадобится их помощь. насчет С3 я практически не переживал, потому что органика при ближайшем рассмотрении не столь страшна и запутана и довольно гибко поддается моему мышлению. задача из С4 меня не волновала в принципе, я решал таких уже огромное количество и был уверен, что чтобы придумать что-то меня озадачивающее - нужно придумать это таким, чтобы вместе со мной не смогли это решить и остальные сдающие химию. такие случаи уже были, но редко и один мы разобрали на консультации, которая состоялась первого июня. тогда мне было страшно, но сегодня утром все лишние эмоции отошли на второй план. я даже ждал этого момента, потому что знал, что в решающий момент мне не будет страшно, не будет никаких сомнений, метаний, неуверенности. никакой мандражки, которая обычно хватает перед экзаменом. лишь где-то в теле легкое возбуждение, немного будоражащее, больше похожее на азарт. люблю это ощущение.
вернее, любил тогда, утром. сейчас я его просто ненавижу.
к лицею я подошел рано, еще никого не было. но сразу после меня подошел Солохин, небритый и с жесткой похмелюги. рассказал, как делал шпоры. взял с собой четыре книги по химии. две сунул в один карман пиджака, одну во второй и третью под рубашку сунул, заправив книженцию за ремень чтобы не было так заметно. ради этого ему вечером пришлось вспороть карманы, что он нам с гордостью и продемонстрировал. к тому времени, как он очухался настолько, что мог нормально двигаться, пришли еще несколько человек. среди них был Лопатин, еще более небритый, вообще без шпор (вроде как), а вот насчет похмелья сказать сложно. он и вусмерть пьяный ухитряется вглядеть как после десяти часов здорового и крепкого сна.
пришла Катюша, тоже практически "чистая", но взолнованная. полностью "чистая" Полина, такая же Марина. пока вокруг охали и ахали, как же они без шпор, я поделился Солохиным ссылкой на сервис химик.ру. мимо прошла Маркина, пожелала удачи. потом мимо прошла ЕА, тоже пожелала удачи. потом пришла Мелихова, наша училка по обществознанию, которое я всегда езбожно прогуливал, собрала нас и отправила к ППЭ. на этот раз это была уже другая школа.
тогда-то и начался пиздец! по-первых, мы стояли на улице и как-то по-дурацки нас взывали, по школам. лицей позвали последним, и товарищи химики, смешавшись с ин.язовцами, прошли внутрь, где была убогая, но замудренная планировка. нас провели в какой-то небольшой зал с дверями в кабинеты (по мне, как просто коридор широкий) и целая толпа просто прижалась к одной стенке, разглядвая списки с местами и номерами аудиторий. меня отчего-то отправили в 14, на В5, это сразу у входа в кабинет было.
так вот. стоит толпа раздраженных духотой и ожиданием учеников... и где-то в этой толпе стоят люди с поднятыми вверх листочками, где написан номер аудитории. шум и толкотня, все пытаются найти свой номер и пройти к нему. кое-как устаканились. я оказался в одной аудитории с Полиной. это меня порадовало, все-таки она не дура. огорчило то, что сидела далеко, аж на А2. впрочем, даже сиди мы за одной партой, нам это бы не помогло...
потом начали по одной уводить группы учеников. начали с первой. а я в четрнадцатой. шумно, душно. и уже даже как-то злобно. потом почему-то все ломанулись к единственному выходу всей гурьбой. не знаю, почему организаторы решили устроить нечто в духе "смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой", но мы едва там не потерялись.
пока заходили, организаторша дважды запнулась на фамилии одной девочки, которая наиналась на М и заканчивалась на "дзе". девочка сама произнесла свою фамилию, и я понял, что снова она нагло троллит! правда, это была совсем другая М-что-то-там-дзе, нежели в прошлый раз.
расселись по местам, дождались вариантов. я еще зачем-то пальцы скрестил, чтобы мне попалась удачная часть С... и знаете что, товарищи? нихуя подобного.
сначала все выглядело хорошо. С1 я просмотрел мельком, ничего сложного, С2 могло вызвать кое-какие затруднения, но одна поюзанная шпора могла бы это решить, С3 было подозрительно простым. на С4 я завис. вообще что-то несуразное и нерешаемое... С5 я даже не смотрел, потому как знаю, что с нахождением молекулярной формулы у меня очевидные напряги.
часть А и В решил минут за сорок. довольно адекватные были задания.
потом вплотную подошел к части С.
С1 это обчное уранение, разве что сложное, коэффициенты в котором нужно расставить методом электронного баланса. такая фигня изучается еще в восьмом классе. затруднение может составлять только то, что в левой и в право частях уравнения пропущено по одному веществу. но вставить их соображающему человеку не составит особого труда.
так было и в этот раз.
Ca3P2 + ... + H2O = Ca3(PO4)2 + MnO2 + ...
вот так вглядело то уравнение. вода - нейтральная среда. в правной части уравнения оксид марганца (IV). складывая химические два и два я на месте первого пропуска получаю перманганат калия. вставляю его.
Ca3P2 + KMnO4 + H2O = Ca3(PO4)2 + MnO2 + ...
дальше еще проще. нужно куда-то деть калий и водород. а деть их можно разве что в гидроксид калия. приписываю оставшийся гидроксид.
Ca3P2 + KMnO4 + H2O = Ca3(PO4)2 + MnO2 + KOH
потом с помощью электронного баланса расставляю коэффициенты... и знаете, что?.. нихуя не сходится! просто НЕ СХОДИТСЯ и все! в любом случае и при любых заменах из-за воды в левой части всегда будет вдвое атомов водорода больше! в данном конкретном случае - на восемь. я сорок минут убил на это задание, пытаясь решить его всеми возможными и невозможными методами... бесполезно. никак. и все. не сходится.
С2 теперь короткая цепочка уравнений. неорганика. особых проблем не вызвало, но за то, что решено правильно, я ручаться не могу. составители вылезли опять куда-то за рамки обычной школьной программы. причем из всех наших "подающих надежды" только я написал все четыре уравнения.
С3 схоже с С2, только переходов на один больше и это неорганика. и там тоже было одно весьма интересное уравнение, теоретически верное, но никак не желающее сходиться по коэффициентам. на него я угрохал еще час.
С4 я наспех писал под конец. писал все то, что мне приходило в голову, потому что а вдруг я попаду верно и урву себе лишнй балл?.. однако, уже начинаю в этом сомневаться... в любом случае лично мне решить это не представлялось возможным.
С5 меня искренне порадовало и удивило. оно написалось буквально за минут пять. задача на нахождение молекулярной формулы спира оказалась слишком уж простой. впрочем, должно же хоть что-то было уравновесить весь этот дикий пиздец, который я решал до этого?..
мы домой шли втроем, я и Полина с Мариной. с Полиной вообще входили из аудитории последними, кроме нас оставалась еще одна девочка, которая пыталась что-то решить. пока ставили на входе печать на бланке пропуска на ЕГЭ, с лестницы спустились Белоусов и Букай. Белоусов выглядел так, как будто хотел сесть и прям на ступеньках расплакаться. а Букай мне напомнила обчную наивную девочку, которая ВНЕЗАПНО увидела четырех всадников Апокалипсиса разом... где-то у выхода нас как раз и догнала Марина. Белоусова с Букай решили не ждать. если уж мы, три из четырех гениев параллели на полном серьезе думали, что завалили химию по всем фронтам, то чего говорить о Букай, которая на пробном не перешагнула порога в 36 баллов?..
довольно бурно обсуждали задания. у меня и Марины совпало С1, с Полиной был одинаковый переход в С3 как раз тот, на который я убил целый час, пытаясь из алкена получить то спирт, то альдегид, то кетон, то карбоновую кислоту... все бесполезно, никак не сходилось. НИКАК и все тут... пришел домой. часа полтора психовал. ни с кем не желал говорить, о чем прямо заявлял и маме, и бабушке, которые названивали, и бросал трубки. попытался лечь уснуть, задремал. через полчаса проснулся от того, что дед долбит стену в ванной. а она как раз прямо подо мной! встал, спустился, нарычал на него, чтобы не шумел, ибо я с экзамена пришел и устал.
проснулся часов в десять вечера. все еще злой и голодный.